В середине мая закончилось многолетнее правление Пола Отеллини в компании Intel. Передав дела своему преемнику Брайану Кржаничу, он доверит ему управление настоящим сверхгигантом индустрии процессоров для персональных компьютеров. В прошлом году средний доход компании за неделю превышал $1 млрд., что в полтора раза выше, чем восемь лет назад, когда Отеллини возглавил компанию.
«Когда Отеллини заступил на свой пост, компания находилась в состоянии хаоса». Это слова главного аналитика и президента компании Moor Insights & Strategy Патрика Мурхеда, который большую часть этих восьми лет занимал пост вице-президента AMD – некогда непримиримого конкурента Intel на рынке микропроцессоров.
Сейчас от этого противостояния остались, по большому счёту, одни воспоминания, и Intel находится в позиции непререкаемого лидера. Действия компании оставляют след на всей индустрии персональных компьютеров. За счёт чего Intel и Отеллини удалось занять такое доминирующее положение? Ответ прост – концентрацией на тех сферах деятельности, которые у компании исторически получались лучше всего.
Начало правления Отеллини ознаменовалось большим событием. Всего месяц спустя после его вступления в должность в июне 2005 года компания Apple объявила о переводе своих компьютеров Mac на процессоры Intel; реализация этого перехода началась в январе 2006 года.
До той поры в компьютерах Apple применялись процессоры PowerPC компании IBM. Для Apple это было большим шагом – не каждый день приходится переводить целую компьютерную платформу на новую процессорную архитектуру. Для Intel это было не менее значимое событие, ознаменовавшее полную победу архитектуры х86, которая стала окончательно властвовать в персональных компьютерах.
Не прошло и года, как Apple выпустила программное обеспечение Boot Camp, позволяющее устанавливать на свои компьютеры ОС Windows XP. Единая процессорная архитектура на устройствах от разных производителей начала показывать свои плюсы.
Стив Джобс и компания сделали выбор в пользу Intel во многом из-за того, что её технологические планы в долгосрочной перспективе обещали более высокую энергоэффективность в сравнении с продуктами IBM. Довольно иронично, что теперь по этой же причине ходят слухи о намерении компании перебраться на архитектуру ARM.
Продолжая тему Apple: нельзя забывать о том, что Intel смогла вырастить новый вид устройств на ОС Windows в качестве альтернативы для ноутбуков MacBook Air. Речь идёт об ультрабуках. Конечно, прогнозы компании по темпам их распространения пока далеко не оправдались. Тем не менее, их рыночная доля хотя бы растёт, в то время как остальной рынок ПК впал в кому, потеряв в продажах 14% по итогам 1-го квартала года.
Благодаря неустанно прикладываемым Intel усилиям концепция ультратонких ноутбуков начинает постепенно распространяться за пределы премиального дорогостоящего сегмента на устройства средней ценовой категории. Несомненно, вводимые в различных моделях ультрабуков инновации уже оставили отпечаток на ландшафте компьютерной индустрии в целом.
«Я полагаю, что в будущем продвижение концепции ультрабуков будет названо одной из главных заслуг Отеллини», продолжает Мурхед. «Менее чем за четыре года мы стали свидетелями снижения толщины ноутбуков в два раза при оставшейся неизменной стоимости, переход на использование сенсорных экранов и твердотельных накопителей».
«Если бы не Intel, MacBook Air вряд ли добились бы своего успеха. Процессоры компании со сверхнизким напряжением стали одним из краеугольных камней достижений Apple в сегменте ноутбуков».
Тик-так. Этот звук ассоциируется с неотвратимой поступью времени. Благодаря Intel он означает ещё и поступь грядущих инноваций.
Вспомним 2005 год. Компания AMD наслаждается многочисленными победами на рынке процессоров. В 2003 году она представила первый 64-разрядный процессор на архитектуре х86; она же выпустила первый 2-ядерный серверный процессор Opteron и 2-ядерный процессор для настольных компьютеров Athlon 64 X2. На несколько лет AMD захватила корону лидера рынка в плане производительности процессоров. В 2006 году доля AMD на данном рынке достигла рекордного тогда для неё показателя в 20%, которые затем трансформировались в 30% на рынке настольных ПК до конца десятилетия.
Концепция «Тик-так» была представлена в 2007 году, на пике величия AMD. Для процесса разработки чипов Intel она на долгие годы стала своего рода путеводной звездой. В один год (тик) уменьшался размер транзисторов, используемых в новом поколении процессоров Intel, и компания переводила производства на более тонкий технологический процесс. Например, процессоры Sandy Bridge 2011 года созданы с использованием 32 нм транзисторов, а Ivy Bridge в 2012 году вышли уже на 22 нанометровых транзисторах.
Следующие годы (так) ознаменовывались введением новой процессорной микроархитектуры, которые несли с собой ещё более значимые инновации. Нынешний год как раз из их числа, и выходящие в июне процессоры Haswell принесут собой значительные усовершенствования в плане снижения энергопотребления процессоров и рост производительности встроенных графических чипов по сравнению с прошлогодними процессорами Ivy Bridge.
Раньше Intel зачастую не успевала за собственноручно установленными сроками анонсов. После введения данной концепции компании стала более пунктуальной, улучшив работу в плане разработки и реализации задуманного. В настоящее время компания занимает 83% рынка процессоров для персональных компьютеров, а AMD приходится довольствоваться «остатками с барского стола» и утешаться мыслью о лидерстве в плане встроенной графики.
Превосходство Intel в плане технологических процессов несомненно. По большому счёту, это единственная компания, которая соответствует постулату известного закона Мура. Если в 2005 году размер транзисторов в процессорах компании составлял 90 нм, то сейчас они достигли 22 нм. Прогресс поддерживается не одной только миниатюризацией. В 2007 году был осуществлён перевод транзисторов на технологию high-k/metal gate (технология диэлектриков с высоким значением диэлектрической постоянной (high-K) и металлических затворов (metal gate).
С 2009 года используется метод иммерсионной литографии. С прошлого года в процессорах применяются 3-мерные транзисторы, что стало фундаментальным переосмыслением корневой структуры процессора. От конкурентов начала использования трёхмерных транзисторов не ждут раньше 2015 года.
Компания уже лидирует с запасом, но Отеллини не забыл и об инвестициях в будущее. В прошлом году в компанию ASML Technologies было инвестировано $3,3 млрд. на разработку кристаллических пластин размером 450 мм и технологии фотолитографии в глубоком ультрафиолете, которая должна прийти на смену современной иммерсионной литографии после снижения размеров транзисторов ниже 10 нм. Бюджет компании только на исследования и разработки в нынешнем году составляет $18,9 млрд.
При Отеллини компания выпустила свои первые многоядерные процессоры. 2-ядерные процессоры Pentium не могли состязаться с Athlon 64 X2, поэтому в том же 2006 году компания выпустила 4-ядерные чипы. Менее чем десять лет спустя все современные процессоры Intel и AMD являются многоядерными. Однако, революцией для Intel стала не многоядерность, а архитектура Core, которая не оставила 64-разрядным процессорам AMD ни шанса.
Естественно, были у Отеллини и неудачи. Именно под его руководством в 2006 году случилось самое масштабное сокращение в истории компании. Ему же ставят в вину поздний старт на рынке мобильных устройств, который оккупировала ARM со своими процессорами. Несмотря на это, сейчас дела компании значительно лучше, чем в момент восхождения Отеллини на её трон. Солидные финансовые активы и технологическое лидерство дают Intel возможность смело смотреть в быстро меняющееся технологическое будущее.
Комментарии (0)