Рынок смартфонов: итоги 2013 года. Игры

Рынок игр для мобильных устройств становится всё более прибыльным, и число геймеров и разработчиков продолжает расти. Доминируют три платформы: iOS, Android и Windows Phone.

21.12.2013 22:40
Рынок смартфонов: итоги 2013 года. Игры

В предыдущей статье цикла мы рассмотрели лучшие смартфоны на Android, iOS и WP и составили список лучших в зависимости от сценариев использования: "Королевство смартфонов на Android, iOS и Windows Phone". Сегодня займёмся игровой аналитикой.

Пока геймеры на форумах яростно спорят, что лучше – игровые приставки или настольные компьютеры, под боком с огромной скоростью растёт третья сила: игры на мобильных устройствах. Лучшая приставка – это та, которая всегда с тобой, и именно это относится к смартфонам, темпы роста продаж которых превосходят все остальные устройства потребительской электроники. В игры на них можно играть в автобусе, в метро, стоя в пробке, ожидая в очереди, и именно эта возможность делает мобильные платформы привлекательными для разработчиков игр.

У Google, Apple и Microsoft имеются встроенные сервисы, расширяющие возможности их платформ в игровом плане. Производители процессоров также не собираются отставать и повышают их графические возможности всё выше. В 2012 году число геймеров на смартфонах составляло около 100 млн. человек, теперь оно выросло ещё на 20 млн. Данная сфера деятельности генерирует большой доход, который по итогам нынешнего года превысит $1 млрд. Рассмотри основные события, случившиеся на рынке мобильных игр в уходящем году.

Apple на подъёме

Экосистема iOS остаётся лидирующей на рынке мобильных устройств в целом, и в игровом сегменте в частности. Когда речь идёт о разработке и распространении игр, предлагаемые крупнейшими игроками рынка мобильных устройств сервисы имеют важнейшее значение. В мобильных играх пользователи хотят иметь доступ к просмотру своих достижений и прочей статистике, а также к возможности сохранения данных в облаке. Хранение информации на централизованных серверах позволяет геймерам закончить игру на одном устройстве, а продолжить при необходимости уже на другом.

Apple доминирует на рынке мобильных игр с момента появления магазина App Store. Аппаратные возможности смартфонов iPhone всегда делали их пригодными для игр, особенно их экраны с высоким разрешением и мощные графические процессоры. В плане разработки игр написание кода для iOS является относительно несложным при высоком потенциале получения прибыли с данной платформы. Централизованный игровой сервис Apple Game Center был значительно обновлён с выходом iOS 7. К усовершенствованиям таблиц рекордов (лидербордам) и играм типа turn-based добавились новые возможности в плане безопасности и функции анти-чита. Сохранения выполняются при помощи сервиса iCloud.

Независимые разработчики и игровые студии стремятся сначала выпускать свои игры на iOS, и даже на самой распространённой ОС Android портов игр с iOS можно ждать на протяжении многих месяцев. Быть может, дело в процессе разработки, или дистрибуции, или только в высокой доходности платформы: как бы то ни было, система Apple для разработчиков является самой притягательной.

Если в доминировании iOS и есть минусы, так это небольшие размеры экранов аппаратов iPhone. Смартфоны Apple создавались с целью удобства управления одной рукой, поэтому при управлении в играх значительная часть экрана перекрывается пальцами. Также обладателям больших пальцев бывает трудно попасть по маленьким элементам управления.

На это затруднение Apple ответила разработкой фреймворка, упрощающего создание контроллеров сторонними разработчиками. Один из таких контроллеров под названием PowerShell выпустила недавно компания Logitech. Смартфон устанавливается в середину этого контроллера и получает доступ к встроенному в него аккумулятору.

Игровой контроллер Logitech PowerShell
Игровой контроллер Logitech PowerShell

Удобно ли носить с собой кроме смартфона еще и контроллер, чтобы поиграть несколько минут в день и не лишает ли это смысла саму концепцию мобильности? Каждый решит для себя сам.

Google и Android

Google тоже не сидит сложа руки и нехватка игр на операционной системе Android быстро уменьшается. Дни доминирования эмуляторов игр для Game Boy на Android давно остались в прошлом. Главным плюсом платформы являются большие экраны множества моделей смартфонов, сервисы Google и сборники игр Humble Bundle.

Аппараты на Android в последнее время имеют тенденцию получать экраны большие настолько, что 5 дюймов уже считается средним значением, тогда как у iPhone 5S диагональ составляет 4 дюйма. Для игр такие большие дисплеи подходят весьма удачно. Раз мобильные игры заточены под взаимодействие с сенсорными экранами, поддержка сторонних контроллеров может сделать игру немного не такой, как она задумывалась разработчиками. Большой сенсорный экран, который не перекрывается пальцами пользователя наполовину, весьма востребован.

iPhone 5C и HTC One Max
iPhone 5C и HTC One Max

Сила сервисов Google начинает приносить результат на рынке мобильных игр. Функциональные возможности у Google Play Game Services не менее богатые, чем у Apple Game Center. Анонсированные в мае 2013 года на Google I/O, эти сервисы дают разработчикам инструменты для создания лидербордов, поиска игровых оппонентов (matchmaking), игр turn-based и работы с облачными сервисами. Во многих случаях эти сервисы доступны не только на Android, но и на iOS и в сети Интернет.

Несмотря на проникновение сервисов Google на территорию конкурента, по численности игр Android ещё далеко до iOS. И даже если они появляются в магазине Google Play спустя какое-то время после релиза в App Store, пик популярности игры к тому моменту может пройти. Поэтому были придуманы коллекции Humble Bundle, где игры продаются в связке по той цене, которую предложат сами пользователи. Среди этих игр попадаются и такие, которых нет на других платформах. Для разработчиков попадание в такие связки, к которым приковано внимание пользователей, может стать побуждающим мотивом для написания игр под Android.

Microsoft

Третьей по популярности мобильной платформой является Windows Phone. Казалось бы, обладая брендом Xbox, в Microsoft знают толк в играх и окажутся сложными конкурентами для iOS и Android, но пока этого не происходит.

Сервис Xbox Live в сегменте мобильных игр уступает по популярности Google Play и Game Center, хотя здесь также есть таблицы рекордов, поиск оппонентов и достижения. Главной сложностью является отсутствие в массовом порядке самих игр, по крайней мере, в том количестве, которое есть на двух других платформах.

Игра Asphalt 5 для Windows Phone
Игра Asphalt 5 для Windows Phone

Все хорошие игры рано или поздно появляются на Android, но про WP того же самого сказать нельзя. Без большого прироста числа пользователей платформы Microsoft такое положение дел в будущем вряд ли изменится. В WP 8 Microsoft избавилась от проблемы в виде платформы .NET и многие ждали наплыва портированных с ПК игр, но этого не случилось.

Что касается производительности, в этом смысле аппараты на WP вполне держатся на уровне современных требований, и даже устаревшие на два поколения процессоры, такие как SoC Snapdragon S4 с GPU Adreno 225 со смартфона HTC 8X не падают лицом в грязь и выдают пристойную и быструю картинку.

Игры 2013

Игры формата «фримиум», которые поначалу казались мимолётным трендом, никуда уходить не собираются и только укрепляют свои позиции. В них, вместо того чтобы пытаться продать геймерам саму игру, разработчики решили продавать внутриигровой контент, помогающий прокачивать персонаж и несущий другие различные преимущества игроку. Из десяти наиболее высокодоходных игр 2013 года на iOS девять относятся к этой категории, 47 из 50 и 88 из 100. На Android таких ещё больше – 98 из 100.

Real Racing 3
Real Racing 3: типичный фримиум

Производительность мобильных процессоров продолжает расти семимильными шагами. Ещё в 2000-м году компания Sega, приставка которой под названием Dreamcast не протянула на рынке долго, но оставила заметный след, предсказывали появление рынка мобильных игр, однако они опередили своё время. Интересно сравнить производительность нынешних смартфонов с производительность этой приставки тринадцатилетней давности. Её процессор PowerVR2 CLX2 был выпущен компанией Imagination Technologies, и многие её наработки находят применение в нынешних линейках мобильных чипов PowerVR.

Производительность процесоров смартфонов
Производительность графических процессоров смартфонов

В 2011 году вышел iPhone 4S, сравнявшийся по производительности с Dreamcast, а нынешний iPhone 5S уже превосходит древнюю приставку в 35 раз и приближается к возможностям PlayStation 3. В новом GPU Adreno 420 Qualcomm обещает рост производительности на 40% по сравнению с современными моделями мобильных SoC.

Оцените материал:  
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.56)

Каждый вечер мы будем присылать вам одно письмо со всеми опубликованными за день материалами. Нет материалов - нет писем, просто и удобно (другие варианты).

Материалы по теме


Комментарии (0)