Компания или организация, пытающаяся открыть для себя новый путь, заслуживает только уважения. Это никогда не даётся легко, ведёт к критике и сложностям, но если у компании получается, она уже никогда не будет прежней. Именно это происходит на рынке мобильных устройств на протяжении последних шести лет, а теперь и на рынке вычислительных устройств в целом. Так что когда такая организация, как Mozilla, создатель сверхпопулярного веб-браузера Firefox, решается выйти из зоны комфорта и создать полноценную мобильную операционную систему, люди начинают внимательно следить за их усилиями.
ОС Firefox является долгосрочной ставкой Mozilla и, хотя находится на раннем этапе разработки, уже обзавелась фанатами и энтузиастами. На различных проводимых по всему миру мероприятиях разработчики демонстрировали кусочки зарождающейся системы, мы наблюдали, как её портируют на аппараты на Android, а теперь у нас есть официальный продукт от китайской компании ZTE и нескольких операторов мобильной связи.
Итак, как же ОС Firefox выглядит на фоне мощных конкурентов в лице Microsoft, Nokia, Google и Samsung? Об этом ниже.
Дизайн и навигация
Те, кто ожидает от системы чего-то радикально нового, будут разочарованы. Вместо риска Mozilla выбрала консервативный подход к дизайну и прибегла к модели привычной «сетки иконок», которая стала популярной в iOS и была подхвачена в Android. Firefox выглядит столь знакомо, что не сложно забыться и спутать её с прежними версиями Android.
Аппарат приветствует пользователя незатейливым экраном блокировки, способным отображать некоторые уведомления, дату и время и обои. Отсюда можно либо разблокировать аппарат, либо перейти в приложение для работы с камерой.
Далее пользователь видит весьма предсказуемый домашний экран в паре с рядом иконок внизу для быстрого доступа к базовым функциям аппарата. Чистота домашнего экрана, на который пользователь не имеет возможности самостоятельно прикрепить иконку приложения, поначалу радует глаз своей свежестью. Однако пользователю придётся постоянно перелистывать экраны в поиске нужной программы, и тут невозможность прикрепления приложения к экрану начнёт казаться минусом. Долгое нажатие на домашний экран позволит заменить обои на изображения из галереи фотографий.
Нижний ряд иконок включает приложения Телефон и Сообщения, а также браузер Firefox, доступ к камере и радио, которое работает только с подключенными наушниками. Пять иконок выглядят довольно неряшливо, поскольку последняя всегда частично выходит за пределы экрана. Пользователи могут прокрутить этот ряд, что имело бы смысл, будь у них возможность добавить сюда приложения или удалить их, но такой возможности нет.
Перелистнув экран налево, пользователь получает доступ к списку приложений. Долгое нажатие на иконку приложения позволяет переместить его по экрану или удалить. Разработчики рискнули сделать иконки круглыми, что кого-то может с непривычки отпугнуть. К сожалению, в этом плане здесь нет постоянства. У системных приложений иконки круглые, у скачанного приложения Facebook она квадратная, а у Twitter в виде логотипа - синей птички. Так что перед нами предстаёт нагромождение идей и стандартов.
Если снова пролистать налево, открывается дополнительный экран приложений, какой есть и на iOS с Android.
Тем временем, перелистнув домашний экран направо, пользователь попадает на страницу поиска, и именно здесь он видит, что перед ним «другая» операционная система. Поиск является весьма заметной частью использования платформы.
Сверху находится пустая строка поиска, куда вводятся запросы. Ниже располагаются ряды категорий, по которым поиск можно вести, таких как «Музыка», «Покупки», «Финансовые новости», «Социальные сети» и т.д. Расширенный список категорий можно вывести, нажав на кнопку «Больше».
Выбрав категорию, пользователь получает список доступных в ней приложений. Например, в категории «Социальные сети» наверху списка сейчас располагаются Facebook, Twitter, Google+ и Tumblr. Пользователь может сразу открыть нужное приложение или перенести его иконку на экран приложений для доступа в дальнейшем.
Поисковый запрос без выбора категории открывает множество вариантов выбора. Например, запрос «The Beatles» открывает доступ к материалам на Grooveshark, Youtube, SoundClound, Wikipedia, Instagram, Facebook и Twitter. Выбрав один из вариантов, пользователь получит результаты поиска по запросу на выбранном ресурсе.
Такой способ поиска по приложениям может быть очень удобным, являясь, быть может, лучшей чертой Firefox. Увы, на этом хорошая часть кончается, поскольку надежда на HTML и веб-приложения хорошо выглядит на бумаге, но разочаровывает в боевых условиях, и Firefox не является исключением.
Приложения и веб-приложения
Веб-приложения в последние годы стали для технологических компаний чем-то вроде навязчивой идеи: все обычно желали заняться их разработкой, чтобы потом вскоре завязать с этим делом. Веб-приложения, разработанные на HTML5 и веб-стандартах, сулили магические возможности: написав их один раз, компании должны были дать возможность запускать их на любом подключенном к сети устройстве, независимо от его производителя, версии, операционной системы и прочего.
Увы, из-за ложных предпосылок и написания на языке HTML получившиеся приложения намного уступают обычным программам, особенно с пользовательской точки зрения, и ОС Firefox демонстрирует это во всей красе.
При том, как система выстроена сейчас, пользователь должен полагаться главным образом именно на такие веб-приложения, и неважно, устанавливаются ли они через магазин приложений или через поиск. Но большинство из них являются не более чем оболочками вокруг различных сайтов. Приложение Facebook – чуть больше, чем мобильный сайт m.facebook.com, и то же самое относится к множеству других программ. Иногда они оптимизированы чуть лучше, но на этом различия и кончаются.
Хотя использование мобильных версий веб-сайтов может дать много возможностей, производительность их достаточно слаба, и отсутствие стабильного и быстрого соединения ещё больше ухудшает ситуацию. В мире маловпечатляющих веб-приложений полагаться исключительно на них кажется не самым разумным решением.
Что может смутить пользователей ещё больше, так это то, что они могут скачать доступное для работы в режиме офлайн приложение в магазине Marketplace. Однако вполне реально натолкнуться там на такие же веб-приложения. Примером могут служить игры, из которых лишь немногие являются «обычными» приложениями.
Комментарии (1)