Рассматривая особенности графических режимов в альфа-версии Windows 1.0, мы упомянули, что Enhanced Graphics Adapter, вышедший в 1984 году, обеспечивал обратную совместимости почти со всеми популярными графическими режимами и моделями мониторов. Пришло время рассказать об этом адаптере подробнее.
В палитру стандарта EGA входило 64 цвета, 16 из которых совпадали с цветами палитры CGA. Как и стандарты MDA и CGA, сигнал EGA был цифровым (TTL). Цвета формировались шестью каналами – RGB (Pin 3, Pin 4, Pin 5 в разъеме DE-9) и rgb (Pin 2, Pin 6, Pin 7). В документации IBM они называются Primary Red, Primary Green, Primary Blue и Secondary Red, Secondary Green и Secondary Blue соответственно. Одновременно на экран могло быть выведено до 16 цветов, наивысшим доступным разрешением было 640х350.
Но, как вы уже поняли, когда мы говорим о графических режимах того времени, мы вынуждены учитывать не только тип видеоадаптера и установленный драйвер, но и тип подключенного к нему монитора.
На видеоадаптерах EGA располагалось шесть переключателей (на оригинальных картах IBM они были выведены на заднюю панель платы), которые требовалось настроить в соответствии с используемым монитором. Так, EGA мог работать с монохромным монитором (например, “зеленым” IBM 5151 стандарта MDA) в разрешении 640х350, цветным CGA-совместимым монитором (например, фирменным IBM 5153 Color Display) в разрешениях стандарта CGA 320х200 и 640х200, и монитором, выпущенным IBM специально для EGA - IBM 5154 Enhanced Color Display, в родном разрешении EGA 640х350. Текстовые режимы, также в обилии поддерживавшиеся EGA, оставим в стороне.
IBM 5154 Enhanced Color Display
IBM 5154 Enhanced Color Display под управлением IBM PC/XT
Особенностью работы видеоадаптера EGA с CGA-совместимым монитором (IBM 5153) была возможность одновременного отображения 16 цветов как в разрешении 320х200, так и 640х200. Напомним, что оригинальная видеокарта CGA позволяла одновременно вывести лишь 4 цвета в режиме 320х200 и два в режиме 640х200 (черный фон и один из цветов палитры в качестве цвета переднего плана на выбор). Таким образом, EGA при работе в режиме CGA с монитором типа IBM 5153 снимал эти ограничения, позволяя невозбранно использовать все 16 цветов в самом высоком из поддерживаемых монитором разрешений. Разумеется, эти 16 цветов были цветами палитры CGA. Все вышесказанное важно, поскольку с этой особенностью работы EGA будет непосредственно связан один из графических режимов Windows 1.0.
Проще говоря, видеокарта EGA могла работать с мониторами IBM 5151 Monochrome Display, IBM 5153 Color Display и IBM 5154 Enhanced Color Display и их аналогами. При этом не думайте, что где-то там затерялся таинственный монитор IBM 5152, - под этой моделью был выпущен матричный принтер.
Заметим так же, что не только EGA поддерживал режим CGA, но и монитор IBM 5154, в котором было предусмотрено два режима. Один, уже описанный выше, выводил изображение в разрешении 640х350 (с частотой горизонтальной развертки 21,8 kHz) и поддерживал 64 цвета палитры EGA. Второй же обеспечивал полную совместимость со стандартом CGA: разрешение экрана 640х200 (с частотой горизонтальной развертки 15,75 kHz) и поддержку 16 цветов палитры CGA.
Итак, при использовании “родного” для EGA монитора IBM 5154 Enhanced Color Display могло быть достигнуто 16-цветное изображение в разрешении 640х350. Впрочем, лишь в теории. На практике видеокарты IBM EGA поставлялись лишь с 64 КБ видеопамяти. В данной комплектации видеопамяти было достаточно для вывода в графическом режиме высокого разрешения лишь четырех цветов. Объем памяти можно было увеличить, приобретя Memory Expension Card (199$), добавлявшую дополнительные 64 КБ памяти, и Graphics Memory Module Kit (259$), увеличивающий объем памяти еще на 128 КБ. Впрочем, для полноцветного режима в разрешении 640х350 было достаточно 128 КБ памяти.
Расширение видеопамяти требовалось только для достижения цветного режима 640х350. Цветной режим CGA (одновременный вывод 16 цветов палитры CGA в разрешении 640х200) поддерживался в изначальной комплектации видеоадаптера и не требовал установки плат расширения видеопамяти.
Все вышесказанное ведет нас непосредственно к новым графическим режимам, появившимся в Windows 1.0 Beta Release.
Без изменения в бета-версии сохранились CGA, Hercules, а также монохромный режим EGA. Но к ним прибавилось еще три новых режима. Чтобы понять всю их специфику, приведем по два скриншота на каждый из доступных режимов.
IBM Color/Graphics Adapter
Enhanced Graphics Adapter with Enhanced Display
Enhanced Graphics Adapter with Color Display
Enhanced Graphics Adapter with Monochrome display
Enhanced Graphics Adapter with Enhanced Display (B&W)
Hercules Graphics Card
Таким образом, Windows 1.0 поддерживает различные режимы работы видеоадаптера EGA. Он может быть подключен к монитору Enhanced Display (IBM 5154 или аналогу). Тогда разрешение экрана составляет 640х350, одновременно на экране может быть отображено 16 из 64 цветов палитры EGA. Это “родной” режим EGA.
Но EGA может быть подключен и к монитору стандарта CGA (IBM 5153 или аналогу), тогда он работает в разрешении CGA (640х200), но позволяет одновременный вывод всех 16 цветов палитры CGA. Этот же режим может быть включен, следовательно, и на мониторе IBM 5154 Enhanced Display, если последний переключен в режим CGA.
О монохромном режиме EGA было подробно сказано выше, когда речь шла об Alpha Release. Этот режим не изменился – он обеспечивает совместимость EGA с монохромными дисплеями (например, IBM 5151).
Итак, в списке новых режимов остается лишь загадочный Enhanced Graphics Adapter with Enhanced Display (B&W). Его отличие от полноценного режима сводится, по-видимому, исключительно к программной составляющей – Windows становится черно-белым, то есть поддержка цвета отключается программно. Предполагаю, что данный режим обеспечивал совместимость с первоначальной комплектацией EGA, которая, как мы сказали выше, поставлялась лишь с 64 КБ видеопамяти и поддерживала вывод лишь четырех цветов одновременно.
Таким образом, у владельцев EGA с 64 КБ видеопамяти и монитора IBM 5154 был выбор: они могли переключить свое оборудование в режим CGA и работать в цветном разрешении 640х200 или отдаться стихии EGA (640х350), но в таком случае они были вынуждены ограничиться черно-белым изображением (B&W) или приобрести карты расширения памяти.
Все эти режимы, а также прежние режимы CGA и Hercules, и проиллюстрированы выше парами скриншотов.
Комментарии (0)